?

Log in

No account? Create an account

По следам «БенеФеста»

« previous entry | next entry »
Jul. 24th, 2012 | 04:54 pm

Фестиваль-бенефис «Первого круга» состоялся, и было там хорошо.

Народу приехало раза в три меньше, чем в прошлом году, из-за чего весь фестиваль приобрел отчетливый привкус камерности, и, опять-таки, был этот привкус правилен и приятен. Думаю, на приток людей повлияло перенесение сроков (в первую очередь – т.к. иногородние привыкли брать отпуска, ехать на «Грушинский», а оттуда перетекать на «Канал»), выбор нового места (к новым местам всегда приходится притираться; особенно к таким, до которых необходимо добираться чуть дольше, чем до мест привычных) и в самой наименьшей степени метеорологические прогнозы (обещали дожди каждый день, а на деле лило 19-го, чуть покапало 20-го и на этом успокоилось). Но лично у меня убывание количественных показателей не вызывает ощущения, что, мол, все кончилось. Такое ощущение обычно вызывает убывание качественных показателей, а этого как раз не случилось.


В этот раз очень логичной получилась разница сценических форматов. Главная сцена представляла собой концертную площадку, а сцена «Азии+» превратилась в костровую – таким образом, было снято ощущение конкурентности сцен, временами появлявшееся год назад. И, кроме того, повторение песен на главной сцене и на «азиатской» не вызывало ощущения дежа вю (что случается частенько, когда авторы-исполнители кочуют по сценам и кострам, козыряя визитками или недавно написанными песнями) – именно по причине разности форматов и следующих отсюда изменений в стилистике, подаче и т.д. Поющий и слушающий народ спокойно и естественно перетекал со сцены на сцену, т.к. интересно было везде. И самое правильное ощущение от фестивалей – ощущение, что тебе хочется одновременно быть в большем количестве мест, чем ты физически способен – присутствовало в полной мере.

У нас в этом году не было собственного питерского костра, т.к. компания, могущая составить такой костер, заезжала как-то неожиданно, без предварительного предупреждения, и, не найдя нас, распылялась по лесу. И к тому же, мы встали в очень странном месте. 19-го, испытав на себе прелести залитого грязью проселка и очарование лесной дороги, способствовавшей более горизонтальным, а не вертикальным способам нахождения на ней, мы выбрали себе уютное место на тропе, соединявшей «азиатскую» сцену и ВИП-лагерь. Поставили палатки, повесили тент, организовали костерок и ушли на концерт-открытие. Возвращаемся через два часа – а вокруг нас стоит еще штуки четыре палаток. В общем, выселки стали центром деревни, и, хотя соседи оказались людьми милыми и во всех отношениях (ну, разве что кроме периодического храпа) приятными, желания устраивать песенный костер не возникло. К тому же, мы все-таки оказались в зоне акустического поражения «азиатской» сцены, так что ноги сами несли нас туда при всяком удобном случае, да и из палатки все было чудесно слышно.

Я плотно занимался мастерскими, и было мне два дня волнительно и интересно.
Перенесение сроков фестиваля сказалось на количестве доехавших мастеров. Однако и участники, как бы почувствовав это, пришли на мастерские менее стройными рядами, нежели обычно. В этом году только три «канальских» мастера доехали до фестиваля, так что им на помощь пришли мастера «неканальские». 20-го июля действовала мастерская Евгении Ланцберг и Дмитрия Коломенского. 21-го июля и участников было больше, и мастера подтянулись, так что было организовано две мастерские:

• площадка №1 – Зинаида Присталова, Яна Злочевская, Андрей Коган;
• площадка №2 – Виталий Кульбакин, Юрий Райн, Дмитрий Коломенский.

Генеральное секретарство осуществляла Анастасия Бушуева (все еще официально проходящая как Савилова). Всем названным – отдельное и большое спасибо!

Всего в работе мастерских участвовало 27 человеко-коллективов. Из них в концерты находок были приглашены:

20-е июля.

Находки_1

21-е июля.

Находки_2

Алексей Марченко и Мария Кроль, к сожалению, в концерте не выступали, т.к. после мастерских покинули фестиваль – жизнь призвала их куда-то в другое место. Если говорить о моих личных предпочтениях, не сглаженных скидками на возраст и многообещаниями, то мне понравились Елена Слонимская и Мария Фроловская.

Елена Слонимская не столько композитор, сколько автор песен на чужие стихи. Эти самые чужие стихи выбираются ею с замечательным вкусом – в этом году Лена предъявила нам своих Левитанского, Лиснянскую и Липкина. Музыкальные средства, которыми пользуется Слонимская, в общем-то, скупы, но нигде не забегают вперед текста; их задача – поддерживать стихи, усиливать их. И все получается как нельзя более удачно – слово в ее песнях выпукло, внятно, не теряется. Этим Лена отличается, например, от Максима Волчкевича. В моем сознании они абсолютные антагонисты. За всем буйством превосходных музыкальных достоинств Волчкевича мне стихов не слышно, да и сами эти музыкальные достоинства почему-то не осаждаются в ушах запоминающимися мелодическими фразами. И если, например, Максим играет с великолепным Павлом Ерохиным, то я слушаю ерохинскую флейту или кларнет, а о Максиме забываю. Слонимская со своим несильным вокалом, со своей, прямо скажем, примитивной гитарой, со штатными пятью-шестью аккордами раскрывает стихи как жемчужную раковину, и эта раковина никогда не оказывается пустой.

Я, наконец, определил для себя жанровое своеобразие песен Маши Фроловской. Слушаю ее три года и прошел путь от заинтересованности до ощущения, что это по-настоящему крупный автор. Зачастую люди, работающие на стыке авторской песни и рока, – да-да, те самые «пограничники» – характеризуются рядом общих признаков: они не умеют взять глубины, мысли и текста от авторской песни, не дотягиваются до эмоционального накала и драйва рок-культуры и телепаются посерединке, эксплуатируя публику и площадки авторской песни и старательно избегая критики, основанной на ее принципах, – по причине того, что они все-таки не авторская песня. Маша Фроловская умеет взять все лучшее от АП и от рока. Тексты сильны, умны и, несомненно, стремятся в сторону русской поэзии. При этом ритмы и музыкальные ходы зачастую роковые, но не всегда: я редко видел людей, которые мгновенно и естественно могут сменить рок-стилистику на стилистику авторской песни и обратно, при этом не оставив никаких следов, никаких швов в месте перехода – Маша из их незначительного числа. Фроловская еще не вполне справляется, как мне кажется, с исполнением своих песен, но это то, что волнует меня в самую последнюю очередь.

Мне почему-то кажется, что мало на каком фестивале Слонимскую и Фроловскую расслышат (ну, Машу расслышали на «ТОПОСе», например, но почему я не удивлен?) – и в этом отношении «БенеФест» является прямым наследником позиции «2-го канала».

О концертных программах я не буду писать подробно – они были очень интересны как на главной, так и на «азиатской» сцене. Собственно, одного присутствия «Первого круга» было бы достаточно, а им дело не ограничилось.

Мне в этот раз удалось поучаствовать в различных концертах: и как лауреату «Канала», и в программах «азиатской» сцены (в том числе и в рамках «Поэтического часа»). Даже в одном перформансе Певзнера поучаствовал – в том, где из двухместной палатки пели Визбора, а потом оттуда повылезло восемь человек. Вообще, последние виденные мною перформансы Пева строятся по одному и тому же принципу: на первом плане стоит Вадим и гонит пургу, а на втором плане происходит какое-либо действо. Впрочем, и штатные выступления иногда отдавали импровизацией и перформансом, причем более изощренными, нежели у Пева.

22-е, утро. Стою возле ВИП-овской кухни и оказываюсь пойман одним из организаторов.

– Дима, – говорит один из организаторов, – в двенадцать будет заключительный концерт со словами благодарности «Первому кругу». У тебя есть что-нибудь позитивное?

Принимаюсь сползать под стол, потому что, во-первых, ничего позитивного у меня, разумеется, нет, а во-вторых, само слово «позитивный» обычно вызывает у меня чувство всемирного дискомфорта и вгоняет в краткую депрессию.

– Нет, – отвечаю, силясь задержаться где-то на уровне скамейки.

– Как «нет»? – удивляется один из организаторов. – Но ты же, например, Галича поешь?

Я с хрустом ссыпаюсь под стол и начинаю хохотать – однако тоже как-то не особенно позитивно.

– А что, – возникает где-то над столешницей голос Капгера, – я, вот, пою «Номера» и считаю, что там есть элемент позитива.

– Это в вашем, Владимр, – говорю, – исполнении «Номеров» есть позитив, а я их так пою, что женщины и дети непроизвольно поскуливают…

В общем, вылез я из под стола с уверенностью, что крайняя моя песенка на фоне Галича как раз весьма позитивна. Ее и спел.

Вот чего в этом году не хватало, так это костров. Наверное, они существовали в каком-то количестве, но их надо было искать. А так, сцены оттянули на себя основное внимание публики, за что никого нельзя упрекать – прекрасно было у сцен. Возможно, некоторых костров не было потому, что так сложилось – скажем, трофимовский костер не функционировал в полную силу, хотя для меня это одна из примет правильного слета. Вечером предпоследнего дня я осознал, что устал от электрического звука и, несмотря на то, что главная сцена закатила мощный концерт памяти Виктора Луферова, пошел искать тихого песенного счастья. Таковое счастье образовалось на «медицинском» костре, где пели Маша Кочеткова, Толя Шупляк, Володя Рябов, Таня Землеруб, Сергей Батуев и периодически возникающий Сергей Тимофеев. И просидели мы там часа два с лишним, гоняя гитару по кругу.

Кстати, там, на «медицинском» костре я прочувствовал всю основательность фестивальной организации. С нами сидел комендант фестиваля Игорь Нанайкин, рация у него была включена и все переговоры хорошо слышны. Все было под контролем: и перемещения по лагерю подозрительных лиц, и мелкие происшествия. Периодически Игорь вставал и уходил, иногда прихватывал с собой майора полиции, символизировавшего власть, потом снова возвращался и садился к костру. Я слышал после фестиваля отдельные упреки в адрес Оргкомитета. Думаю, «Канал» выработал такую продуманную и четкую систему организации, что всякий недочет на этом фоне бросался в отдельные частные глаза – люди привыкли к тому, что все работает как часы, и реагировали на мелочи.

На обратной дороге говорили о многом и интересном с Линой и Гришей Певзнерами. Одна из тем, которая действительно меня заботит, касается того, что будет дальше. Если продолжать придерживаться идеи бенефиса, то потенциальных бенефициантов хватит года на два или на три. Вспомнился концерт памяти ушедших, происходивший на главной сцене вечером 21-го – это был полновесный концерт авторской песни: слишком многие уже ушли. Это ощущение, если честно, перебило для меня эстетическую составляющую действа. Так что нынешний формат долго продолжаться не может, либо придется снижать планку бенефициантов. Но так же, как дело «Канала» не исчезло, дело «Бенефиса» тоже исчезнуть не может – недаром и на фестивале, и после него я слышу, что на данный момент это самый правильный слет. Значит, форма, видимо, изменится, а общая направленность останется прежней.

Огромное спасибо всем, кто так или иначе оказался причастен!

Link | Leave a comment |

Comments {28}

Анатолий Лазарев

(no subject)

from: tolikl
date: Jul. 24th, 2012 08:46 pm (UTC)
Link

Мысленно вами... В том смысле, что жалко мне, что я туда не попал...

Reply | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 05:34 am (UTC)
Link

Аналогично: жалко, Толя, что ты туда не попал - а то, глядишь, нас хватило бы и на третью мастерскую.

Reply | Parent | Thread

Nastya S

(no subject)

from: nastyas
date: Jul. 25th, 2012 09:42 am (UTC)
Link

Вот-вот, всем жалко. Это я на себя намекаю.
Ну, Кошелев обещал довезти до вас мой устный привет и благие пожелания.

Reply | Parent | Thread

gma73

вопрос на тему

from: gma73
date: Jul. 24th, 2012 09:07 pm (UTC)
Link

потенциальных бенефициантов хватит года на два или на три
пожалуйста, список ?

Edited at 2012-07-24 09:08 pm (UTC)

Reply | Thread

dmitry kolomensky

Re: вопрос на тему

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 05:39 am (UTC)
Link

Мы с Гришей Певзнером в результате долгих секретных переговоров, замаскированных под дорожную беседу, сошлись на Киме. Остальные кандидаты наталкивались либо на скептический взгляд кого-либо из нас, либо на удивленное "А как же "Севостополь останется русским"?".

К счастью, мы с Гришей не состоим в Оргкомитете.

Reply | Parent | Thread

gma73

Re: вопрос на тему

from: gma73
date: Jul. 25th, 2012 05:47 am (UTC)
Link

Мало что зажал двоих ("года на ... три") так ещё и издеваешься. Совсем отрук отбился... :(

Reply | Parent | Thread

dmitry kolomensky

вопрос на

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 07:18 am (UTC)
Link

Ну, вот, Гриша, и не издеваюсь вовсе! Точнее, фон издевки не превышает естественный и не опасен для здоровья собеседников.

Кроме имени Кима, звучали имена Егорова и Городницкого. Имени Щербакова назвать никто из нас не решился.

Reply | Parent | Thread

Евгения Ланцберг

Re: вопрос на

from: aminoru
date: Jul. 29th, 2012 07:17 am (UTC)
Link

А еще Дима Богданов, как отметил один из оргов в прошлом году.

Reply | Parent | Thread

Yuriy Punkin

Re: вопрос на тему

from: kspunkin
date: Jul. 28th, 2012 06:51 pm (UTC)
Link

А, например, Кошелев - чем не бенефициант? Или Якимов? Или Фролова? Или Чикина та же. Или Белый с Авиловым.Дело не во вселенском авторитете.

Reply | Parent | Thread

Антон Трофимов

(no subject)

from: a_trofimov
date: Jul. 25th, 2012 06:53 am (UTC)
Link

Дима, спасибо за вербализацию того, что я не успел в полной мере прочувствовать!

Что касается трофимовского костра, то его не было по одной банальной причине: нас с Танюшкой вообще не планировалось на этом фестивале, Тимофеева подрядили быть комендантом сцены и лагеря А+, к нему присоединился и Боря Богданов, а многих других обычных наших соучастников на фестивале вообще не было. Так что, когда мы внезапно приехали, мы вписались у "азиатов", но костра как такового там не было - потому что быть не могло. В результате в субботу мы с Танюшкой кочевали по другим кострам (в основном детским, где очень хотели от меня песен). А маленькие посиделки устроили в ночь на воскресенье на нашем "кухонном" костре - но они были малолюдными и короткими.

Думаю, на следующий год мы все-таки заранее запланируем поездку на Бенефест - и таки организуем нормальный трофимовский костер ;)

Reply | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 07:14 am (UTC)
Link

Но Боря Богданов таки сделал фирменные куриные грудки - наверное, поэтому у меня осталось ощущение отдельности трофимовского костра.

Кстати, пришло в голову, что на базе трофимовского костра может также работать площадка на манер "азиатской" или какой-то блок на одной из сцен. Вокруг костра сложился свой круг авторов и исполнителей, во многом не пересекающийся с другими площадками.

Reply | Parent | Thread

Антон Трофимов

(no subject)

from: a_trofimov
date: Jul. 25th, 2012 07:32 am (UTC)
Link

Дим, так для фирменных бориных творений и был создан "кухонный" костер - который в песенный превращался с большим трудом ;)

А насчет площадки на базе трофимовского костра - это тема для отдельного разговора. Мне кажется, он органичен именно в виде костра, а как только его попытаешься превратить в площадку, пропадет главное, что есть в нем хорошего - интимность и доверительность звучащих песен. То же насчет блока на сцене: то, что хорошо звучит у костра, как правило, бледно выглядит на сцене - ведь ценнее всего смысловые связки-висты, которые возникают здесь и сейчас, то есть в костровом кругу, а на сцене совершенно не видно, как они рождаются. Нет, конечно, мы и на сцене вистовать можем, но это совершенно другое получится...

Короче, давай мы с тобой где-нибудь пересечемся и наконец-то спокойно поговорим :) У меня, например, к тебе накопилось немало вопросов, в том числе и насчет "Антоновки" - хочется обсудить!

Reply | Parent | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 07:38 am (UTC)
Link

Ага-ага.

Reply | Parent | Thread

Антон Трофимов

(no subject)

from: a_trofimov
date: Jul. 25th, 2012 07:39 am (UTC)
Link

Это ты сразу на все мои соображения ответил? ;)

А если серьезно: ты в Москву в ближайшее время не собираешься? Могли бы у нас на кухне потрындеть...

Reply | Parent | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 07:51 am (UTC)
Link

В самое ближайшее, видимо, нет.
Точнее, у меня нет определенных планов побывать в Москве. Но если вдруг возникнет что-то внеплановое - сообщу.

Reply | Parent | Thread

Антон Трофимов

(no subject)

from: a_trofimov
date: Jul. 25th, 2012 08:01 am (UTC)
Link

Ок, только учти, что по выходным мы в Москве не бываем - ездим к детям на дачу. Так что если соберешься, рассчитывай на рабочие дни (вечера ;)) с понедельника по четверг включительно!

Reply | Parent | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 08:06 am (UTC)
Link

Вас понял.

Reply | Parent | Thread

Изя Райтер

(no subject)

from: izubr
date: Jul. 25th, 2012 10:31 am (UTC)
Link

Не надо площадки, пажалста!!!

Reply | Parent | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 11:37 am (UTC)
Link

Как скажешь, как скажешь.

Reply | Parent | Thread

Антон Трофимов

(no subject)

from: a_trofimov
date: Jul. 25th, 2012 11:51 am (UTC)
Link

Альк, успокойся, я уж точно полностью с тобой солидарен! :)

И - спасибо! ;)

Reply | Parent | Thread

Изя Райтер

(no subject)

from: izubr
date: Jul. 25th, 2012 11:56 am (UTC)
Link

та я спокоен, я ж вас знаю )
пожалуйста, но не знаю, за что )

Reply | Parent | Thread

Антон Трофимов

(no subject)

from: a_trofimov
date: Jul. 25th, 2012 12:32 pm (UTC)
Link

Спасибо - за твое бережное отношение к трофимовскому костру :) Мне как отцу-основателю это очень приятно чувствовать! ;)

Reply | Parent | Thread

Антон Трофимов

(no subject)

from: a_trofimov
date: Jul. 25th, 2012 11:51 am (UTC)
Link

Видишь, какие мы с Димой покладистые! ;)

Reply | Parent | Thread

Yuriy Punkin

(no subject)

from: kspunkin
date: Jul. 28th, 2012 06:48 pm (UTC)
Link

На мой взгляд - исключительно терминологический вопрос. Сыктывкарский костёр вполне успешно фунциклировал и как "костёр" - поют все знакомые в режиме сейшен, и как "площадка" - под девизом "слово предоставляется...". Вопрос исключительно способностей и воли хозяев. Захотят - "костёр", повернут -"площадка".

Reply | Parent | Thread

usharik

(no subject)

from: usharik
date: Jul. 25th, 2012 08:18 am (UTC)
Link

Дима, а помимо названных тобой ещё были мастерские?

Edited at 2012-07-25 08:19 am (UTC)

Reply | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 25th, 2012 08:26 am (UTC)
Link

Нет. Были, насколько я знаю, отдельные мастер-классы для детей ДПР.

Reply | Parent | Thread

_dara_

(no subject)

from: _dara_
date: Jul. 29th, 2012 06:24 pm (UTC)
Link

Мне всегда думалось, что Игорь Нанакин. й лишняя.

Reply | Thread

dmitry kolomensky

(no subject)

from: kolomensky
date: Jul. 29th, 2012 08:17 pm (UTC)
Link

Возможно.
Это меня нанайцы сбили.

Reply | Parent | Thread